Малазийский «боинг»

Авиалайнер "Боинг-777", совершавший рейс из Куала-Лумпура в Пекин с 227 пассажирами и 12 членами экипажа на борту, пропал с экранов радаров в ночь на 8 марта. Премьер-министр Малайзии 24 марта сообщил, что воздушное судно упало в южной части Индийского океана. Предположительно, никто не выжил.

Заслуженный пилот России Вадим Базыкин в своём блоге проккоментировал эту непонятную ситуацию.

"Самолёты сейчас настолько хорошо контролируются, особенно с таким оборудованием, что их невозможно не заметить. Boeing 777 – это одна из последних версий крупнейшего самолета. Если он разбивается — а это главная версия сейчас, – то обязательно остаются если не обломки, то керосиновые пятна, так как там очень много топлива.
Если самолёт мягко сел и тихо целиком ушёл под воду, то следы тоже должны быть. Там через каждые 10-15 кресел есть аварийные выходы, которые легко открываются самими пассажирами. Если бы кто-то пытался спастись, мы уже нашли бы вещи какие-то…Если бы был сильный удар, сработали бы радиомаяки, спутники зафиксировали бы взрыв. Словом, все эти версии очень странные и напоминают истории уфологов.

Угон это или нет, но это явно хорошо продуманная акция. Спрятать самолёт в небе и на земле почти невозможно. Существуют военные самолёты, называемые невидимками, но даже их видят радары. А здесь огромный самолет! Плюс там были пассажиры, у каждого телефон…

Спрятаться от радаров очень сложно. У любого самолёта есть две метки. Первая метка – это само железо. А вторая – умная метка, позывной самолёта: диспетчер видит его скорость, бортовой номер, принадлежность, остаток топлива, направление. Вторую метку можно выключить, но первую-то нельзя. Она видна на высоте выше 1,5-3 км.

Помимо сигнальной системы, есть еще радиомаяк – его тоже можно отключить, но это далеко не все члены экипажа умеют делать. В случае катастроф радиодатчики всегда подают сигнал, сколько бы самолётов ни разбивалось. Даже если самолёт садится на воду, тонет – там все равно замкнёт контакты, и датчик сработает. На Боинге, видимо, даже он был отключен – значит, на борту был серьёзный специалист, авиационный инженер.

В таком случае остаётся естественная метка. Чем ниже самолет летит – тем меньше шансов, что его заметят. Если бы он снизился до 1,5 километров, он мог бы пройти незаметно. 1,5 км – условная высота, с которой наверняка радарам не видно первой метки. Хотя если бы вдруг он попал в инфраструктуру какого-то государства, его бы заметили и на этой высоте.

Просто не верится, что такое вообще возможно. По-моему, это случай из научной фантастики, в реальной жизни такого еще не случалось. В России было такое – пропал АН-2, но он вылетел бесконтрольно. Через год нашли 11 трупов. Самолёты летают в двух зонах – зоне S (контролируемая) и зоне G (неконтролируемая). АН-2 вылетел в зоне G, и никто за ним не следил, спохватились потом родственники. А здесь совсем другая история.

Если такой самолёт грамотно спрятать, заправить и снова поднять в воздух – это оружие хуже ракеты. Он вмещает 200 с лишним пассажиров, представьте, сколько можно взять на борт полезной военной нагрузки. Это продуманная акция угона, но с какой целью – неясно пока.

Если он всё-таки упал, то только чёрные ящики дадут полную картину произошедшего, если даже долго пролежат на дне. Все беспокоятся, что исчезнет сигнал: но если его за месяц не зафиксировали, то какая разница? Теперь это дело случая, осталось просто наткнуться на самолёт".