«Американская история ужасов»

К сериалам я отношусь более чем прохладно. Свои детские увлечения «Дикой Розой» и «Новой жертвой» в расчёт не беру. В один момент «мыльные оперы» заполонили российские экраны. Зарубежных по сравнению с отечественными, конечно, существенно меньше. Наши режиссёры наснимали безликих, скучных и однообразных ситкомов на годы вперёд. Актёрская игра, содержание, спецэффекты — нулевые. Я даже горжусь тем, что ни разу не смотрел ни «Бандитский Петербург», ни «Саша+Маша», ни «Универ». Более того, вообще не различаю актёров, кочующих из одной мыльной оперы в другую, и не понимаю принципиальной разницы между русскими сериалами. И живётся мне от этого совсем не плохо.

Однако, не так давно узнал, что мировой кинематограф не стоит на месте, а снимает прекрасные сериалы совершенно другого уровня.

«Американская история ужасов» пробудил во мне неутомимый интерес к американским сериалам. Этот шедевр имеет массу особенностей. Например, в четырёх вышедших на сегодняшний день сезонах отсутствует взаимосвязь, что позволяет смотреть сериал в любом порядке. Однако большинство актёров задействованы во всех сезонах. И это крутая идея!

Было снято огромное число историй про таинственные дома, духов и привидений, пытающимися дать прикурить своим обидчикам. Создатели первого сезона «Дом убийств», не отходя от жанрового стереотипа, наделили дом не только традиционным нервирующим подвалом, но и особым властным характером. Нервишки также трепало идеальное звуковое сопровождение. 

Колоритный актёрский состав из состоявшихся и начинающих звёзд — ещё одно достоинство сериала. Появилось желание изучить биографию и фильмографию большинства из них. Центральное и заслуженное внимание приковывает обладательница двух «Оскаров» Джессика Лэнг. Со времён фильма «Тутси» она стала шикарной до невозможности! Её героини — женщины с историей. Одним взглядом они могут и убить, и покорить навечно. 

Сериал богат на чёрный юмор, переплетённый с ужасом. В конце первого сезона хочется одного — посмотреть второй — «Психбольницу». Он получился ещё более захватывающим и леденящим, с запутанным сюжетом и неожиданным финалом. Местом действия стало любимое многими режиссёрами заведение — психиатрическая лечебница. События в заведении для душевнобольных преступников под названием «Брайарклифф» начинают разворачиваться с момента попадания туда молодого парня (Эван Питерс), подозреваемого в череде безжалостных убийств. Историей заинтересовывается неугомонная журналистка (Сара Полсон), которая в погоне за сенсацией проникает в закрытое учреждение.

Чувство безысходности, которое приходит ко всем обитателям больницы, сменяется трансом от речей сестры Джуд — монахини с изощрёнными методами лечения  (Джессика Лэнг) и её коллег — докторов Артура Ардена (Джеймс Кромвелл), Оливера Трендсона (Закари Куинто) и монахини Мэри Юнис (Лили Рэйб). Также меня впечатлил яркий эпизодический персонаж — страдающая микроцефалией Пеппер (Наоми Гроссман). Она единственная, кто был частью сразу двух историй. Сначала Пеппер появилась во втором сезоне, а позже вернулась в четвёртом, действия которого происходят на 12 лет раньше.

Третий сезон — «Шабаш» — рассказывает о старинной школе ведьм в Новом Орлеане. Её некогда славные деньки давно прошли и там остались всего четыре воспитанницы. Верховной ведьме Фионе Гуд (Джессика Лэнг) нет до них никакого дела, она всю жизнь занималась только собой. Но где-то рядом набирается сил новая Верховная, и по мере того, как она крепнет, Фиона теряет силы. Её главная обязанность как наставницы — найти преемницу и помочь раскрыть ей свои таланты, но у Фионы на этот счёт другие планы.

Сконцентировавшись на мистике, бесменные шоураннеры Райан Мерфи и Брэд Фальчук создали ужасающе карсивую историю в исполнении безумно талантливых актрис. К блистательной Лэнг добавились Анджела Бассет — 100%-ное попадание в образ королевы вуду Мари Лаво; Кэти Бейтс — исполнительница роли жестокой и тщеславной мадам Лалори, пытавшей в колониальные времена своих рабов. Кстати, эти два персонажа имеют реальных исторических прототипов. 

Блистательно выступили представители нового каста Таисса Фармига (Зои Бенсон), Габури Сидибе (Куинни), Джейми Брюэр (Нэн) и моя любимица Эмма Робертс (Мэдисон Монтгомери). Последняя, кстати, своим образом развеяла миф о том, что ведьма — это обязательно растрёпанная клуша в ступе. Скучающая блондинка в мехах и блёстках с неизменной сигаретой в зубах выводила всех из состояния сна, стоило только ей раскрыть рот.

Героями четвёртого сезона — «Фрик-шоу»— стали диковинные артисты и циркачи с различными анатомическими аномалиями. В центре внимания, естественно, хозяйка шоу — несостоявшаяся актриса Эльза Марс (Джессика Лэнг), всю жизнь мечтающая о карьере Марлен Дитрих. Действия разворачиваются в 50-х годах прошлого века в провинциальном городке на юге Америки. American Horror Story никогда не стеснялась выходить за рамки приличия — и именно за эту самодовольно ухмыляющуюся смелость её и любят. 

Особая стилистика 1950-х благоприятно сказалась на атмосфере, добавив шарма и загадочности. Костюмы, ретро-авто и музыка того времени создали в целом отличную картинку. А обстановка мрачного карнавала вкупе с жутковатым внешним видом героев усилили ужасающее настроение шоу. Основным пугающим элементом здесь является именно визуальная часть, хотя эти чувства плотно смешиваются с ощущением отвращения.

Хоть критики и пишут, что от сезона к сезону сериал «сдувается», у меня иное мнение. Зачем вообще сравнивать? Здесь отлично показана драматическая сторона жизни людей-фриков, их попытки освоиться в этом жестоком мире и выжить при предвзятом отношении окружающих. В связи с этим некоторые люди сочли его сложным для усвоения и излишне реалистичным, ведь в фильме снимались и актёры с реальными физическими дефектами.

Для Джессики Лэнг этот сезон стал прощальным: актриса приняла решение покинуть сериал. Этот факт расстроил меня очень и очень сильно.

Пятый сезон — «Отель» — возглавила Леди Гага, сыграв хозяйку загадочного отеля «Кортез». Тоскуя по моей любимой Джессике Лэнг, я от игры поп-дивы остался не в восторге. И всю свою зрительскую любовь отдал Саре Полсон.

Детектива Джона Лоу (Уэс Бентли), расследующего серию жестоких убийств, совершенных «по мотивам» десяти заповедей, след приводит в «Кортез» — место, посетители которого заселяются в номера и бесследно исчезают. Помимо всего прочего отель кишит призраками, демонами, вампирами, наркоманами, психопатами, представителями сексуальных меньшинств и Леди Гагой — без талии, зато меняющей наряды и парики по несколько раз за серию.

Сюжет неплох, но предсказуем (помним, что за плечами уже целых четыре сезона лихо закрученных хитросплетений). У каждого из персонажей, шатающихся по мрачным коридорам отеля, свои, так сказать, личные дела, проблемы, причуды и отклонения. Большая их часть тусуется внутри здания, потому что они — призраки, не способные выйти за его пределы. А ещё все постоянно кого-то убивают или кому-то, простите, вставляют. Сцен секса в новом сезоне предостаточно. Лично меня это даже смущало.

Как ни крути, «Американская история ужасов» — это событие. И не только для телевидения, где проектов подобного уровня не видно даже отдалённо, но и в хоррор-индустрии как таковой. Эот сериал – один из редких и потому бесценных примеров, доказывающих, что жанр хоррора в правильных и умелых руках универсален. Что из него можно сделать комедию, можно сделать романтическую историю, а можно – душераздирающую драму вполне «оскарного» уровня. Главное – желание. И, разумеется, талант. Браво!